четверг, 3 мая 2012 г.

ИТОГИ КОНКУРСА, ПОСВЯЩЕННОГО ЮБИЛЕЮ М.В.ЛОМОНОСОВА

Итоги дистанционного конкурса, посвященного юбилею М.В.Ломоносова
№п/п
Фамилия участника
ОУ
Номинация
Результат
1
Беркумбаева Мадина
«Чернавская ООШ»
«Знатоки»
1 место
2
Предеин Андрей
«Раскатихинская СОШ»
«Знатоки»
2 место
3
Кузнецова Татьяна
«Плотниковская ООШ»
«Знатоки»
3 место
4
Фищенко Татьяна
«Плотниковская ООШ»
«Знатоки»
Участник
5
Кискина Анастасия
«Плотниковская ООШ»
«Знатоки»
Участник
6
Пьянков Станислав
«Плотниковская ООШ»
«Знатоки»
Участник
7
Ермакова Екатерина
ФГБОУ ВПО
«Нижнетагильская государственная
социально-педагогическая академия»
«Мое творчество»
1 место
8
Словцов Сергей
«Плотниковская ООШ»
«Мое творчество»
2 место
9
Комарских Валерия
«Раскатихинская СОШ»
«Мое творчество»
3 место
9
Фёдорова Валентина
«Раскатихинская СОШ»
«Ученическая презентация»
1 место
10
Бакланова Елена
«Раскатихинская СОШ»
«Ученическая презентация»
2 место
11
Бакланова Татьяна
«Раскатихинская СОШ»
«Ученическая презентация»
3 место

среда, 18 апреля 2012 г.

Работы участников. Номинация "Мое творчество"

                                  МКОУ "Плотниковская ООШ", Словцов Сергей, 7 класс,
                                                    учитель литературы Кузнецова З.И.
                                                          Номинация "Мое творчество".
                                                   Сочинение нетрадиционного жанра.
                                                   Жизнь Ломоносова, ученого и поэта.
                                Речь, произнесенная на открытии памятника М.В. Ломоносову.
                                                                               Он жив! У всех душа нетленна,
                                                                                Но он особенно живет!
                                                                                                       М. Кузьмин. 
        Дорогие друзья, жители и гости деревни Денисовка, почитатели таланта Михаила Васильевича Ломоносова!
       Трепетно, с чувством гордости я произношу свою речь, посвященную великому событию: открытию памятника на малой родине М.В. Ломоносову, ученому и поэту.
         Прошло почти 300 лет. Как все переменилось! На смену старым пришли новые поколения. Но интерес к личности ученого и поэта не ослабевает, память о нем  бессмертна.
        Сын крестьянина-рыбака Архангельской губернии, М.В. Ломоносов до 19 лет жил в этой деревне и помогал отцу в рыбном промысле. Страсть к знаниям сын унаследовал от отца, владельца рыбной артели, учившегося когда-то в Москве на священника. Ломоносов получил достаточное образование для этих мест, а в 1730 году отправился в Москву и поступил в Славяно-греко-латинскую академию. Основательно овладев латинским и греческим языками, Ломоносов открыл для себя античную и европейскую культуру. Он настолько успешно учился в академии, что в 1735 году его отправили в Петербургский университет, а в 1737 году в Германию для изучения горного дела, физики, химии.  В Марбургском и Фрейбергском университетах он овладел глубокими познаниями в этих областях.
           В 1741 году Ломоносов вернулся в Россию, в Петербург, вполне сложившимся ученым, а с 1745 года стал первым профессором (академиком) химии. С 1757 года он становится канцлером Академии наук.
         
          Хотя главные его открытия касались химии, физики и астрономии, Ломоносов серьезно занимался и русской поэзией. В "Письме о правилах российского стихотворства" (1739) он создал собственную теорию русского стихосложения, которая в основных чертах существует и в наше время.
          Кроме этого, Ломоносовым были созданы значительные труды и в области теории литературы: "Краткое руководство к красноречию"- курс общей теории литературы, "О пользе книг церковных в российском языке" -учение о трех стилях в русском языке и о жанрах русской литературы.
         Нормы литературной речи, которые ввел Ломоносов, способствовали развитию языка русской литературы.
         Кроме научных трудов Ломоносов занимался поэтическим творчеством.
Он признавался, что " стихотворство-моя утеха…". В его поэзии значительное место занимали оды. Главным смыслом в одах была не похвала царям, а настроение поэта как патриота и гражданина.
        Личность М.В. Ломоносова, его открытия в области науки и литературы сыграли значительную роль в развитии русского общества и истории русской культуры.
        И мы гордимся, что именно в нашей деревне открыт памятник этому великому человеку. Он прожил в Денисовке до 19 лет. Это была пора его  юности, пора формирования характера, пора выбора жизненного пути. Своим трудом, служением Отечеству он прославил свою малую родину, и мы, его потомки, безмерно ему благодарны. Мы снова и снова соприкасаемся с его творениями как неиссякаемыми источниками вдохновения!



Литература:
Большая энциклопедия школьника. Литература. Красовский В.Е.и др.-М.:Слово,Эксмо,2006.
Великие россияне. Биографическая библиотека Ф. Павленкова.
Интернет-ресурсы.



РОЛЬ М.В. ЛОМОНОСОВА В ОРГАНИЗАЦИИ РОССИЙСКОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
Ермакова Екатерина Сергеевна,
студентка 2курса Института психолого-педагогического образования Нижнетагильской государственной социально-педагогической академии.

Современное время характеризуется динамичностью, мобильностью, быстрым темпом и ростом перемен в разных структурах социума. Волна реформ не обошла стороной и систему образования. На сегодняшний день в нее вносится множество коррективов, и дети вынуждены учиться в условиях постоянного эксперимента. Реформирование образовательной системы осуществлялось и в предыдущие века. Великие ученые такие, как Мишель Монтень, Ян Амос Коменский, Шарль Луи Монтескье, Михаил Васильевич Ломоносов, разрабатывали и использовали на практике новые для своего времени педагогические принципы и технологии. 
Идеи М.В. Ломоносова  сыграли важную роль при организации системы образования в послепетровскую эпоху, которая сопровождалась социально-значимыми преобразованиями. Одним из наиболее важных изменений в общественной среде было просветительство русского народа. М.В. Ломоносов стал достойным преемником просветителей и в своих трудах продолжил борьбу за создание и распространение национальной науки и культуры.
Еще в 1724 году при Петербургской академии наук, основанной Петром I, были учреждены университет и гимназия для подготовки научных кадров. Но учебные заведения плохо справлялись с данной задачей. Поэтому ученыйнеоднократно заявлял об идее создания проекта университета в Москве. Свои предложения, которые и легли в основу проекта Московского университета, он сформулировал в письме к И.И.Шувалову, фавориту императрицы Елизаветы Петровны, который так же, как М.В. Ломоносов, мечтал об устройстве в России гимназий и народных училищ. После ознакомления с представленным И.И. Шуваловым проектом нового учебного заведения императрица подписала указ об основании Московской Высшей школы.
Основу устройства университета составили дидактические принципы: гуманизм, демократичное отношение к абитуриентам, преемственность, дозированность и индивидуализация обучения, которые М.В. Ломоносов изложил в таких документах, как: «Проект регламента Московских гимназий» и «Проект регламента Академической гимназии». В них ученый заложил рекомендации по формированию содержания образования, составлению графика учебного  процесса и  расписания занятий [3.с.14].
Основной принцип обучения сводился к тому, «чтобы план Университета служил во все будущие роды». Это говорило о том, что система, которую создает М.В. Ломоносов, может применяться не только в учебных заведениях его эпохи, но и должна находить свое отражение в будущем. С этой целью необходимо было обеспечить преемственность, последовательность, поэтапность и дозированность обучения.
Принцип гуманизма выражался через индивидуализацию обучения и воспитания, которая, в свою очередь, осуществлялась посредством учета возможностей и психической составляющей каждого учащегося.
Принцип демократичного отношения к абитуриентам принципиально отличал Московский университет от других учебных заведений. Он выражался в том, что на лекциях, кроме студентов, могли присутствовать люди, желающие ознакомиться с учебным материалом преподаваемых дисциплин, что давало возможность приобщить к учению широкие слои населения. Это очередной раз доказывало стремление академика к просветительству народа.
Ученый уделял большое внимание проблеме подбора преподавательских кадров. При составлении профессорско-преподавательского коллектива  нужно было исходить из факультетов, кафедр и профессоров, необходимых для качественного обучения, а не из имеющегося числа специалистов. Это стало первоочередной задачей для ученого, так как учебные заведения послепетровской эпохи не имели высококвалифицированных педагогов.Для решения данной проблемы М.В. Ломоносовым было предложено отправлять в зарубежные университеты одаренных детей и студентов, преуспевающих в учебе, для продолжения образования. Это позволило укрепить контакты с мировой наукой, а также приумножить количество квалифицированных кадров в преподавательском составе высших школ.
Еще более прогрессивной была идея ученого о создании университетской гимназии, с целью подготовки студентов для университета, и данная мысль была принята И.И. Шуваловым и реализована на практике.
М.В.Ломоносов составляет «табель по школам и классам», в котором  он выделил низший, средний и высшийгимназическиеклассы. Данное разделение не ограничивало календарными сроками пребывание ученика в каждом из этих классов.Переводы из низших классов в высшие и из высших в студенческие осуществлялись в том случае, если гимназист усвоил требуемую программу в совершенстве.
В содержании образования выделяются необходимые для изучения предметы: арифметика, геометрия, география, философия, большое внимание уделялосьусвоению иностранных языков.Ученики, в зависимости от способностей,должны были изучать немецкий, французский, английский, итальянский языки. Русский и латинский языки при этом являлись основными.
Ученый детально продумывает список учебной литературы, который включал в себя труды иностранных ученых и традиционные «славенские» книги, содержащие в себе всю полноту, великолепие и красоту русского языка.
М.В. Ломоносов разработал систему методов воспитания и обучения, с помощью которых осуществлялся контроль над учебным процессом. Особое внимание уделялось методам поощрения и наказания. Наказания (от выговоров («угроз») до битья «по рукам ферулею» (линейкой) и порки «лозами по спине») полагались за «малые усердия, проявленные на уроках», неудовлетворительное поведение.Поощрениявыражались в устной похвале, награждении книгами и серебряными медалями.
Помимо требований к самому учебному процессу, деятельности учащихся, ученый выделяет методические рекомендации преподавателям и прописывает их обязанности: например, обязательная проверка домашнего задания, доступное изложение нового материала, высоконравственное поведение.
Подводя итог вышесказанному, отметим, что М.В. Ломоносов, заложив основы российской системы образования, создав первый российский университет, совершил в педагогической мысли огромный шаг вперед и стал настоящим достоянием для национальной культуры. Идеи величайшего ученого и академика не были смыты течением времени. Московский университет, включающий в себя огромный спектр деятельности,  стал фундаментом при становлении системы высшего образования в России, которая основывается на главных ломоносовских принципах преемственности, индивидуализации, народности и гуманизма.
Мы считаем, что нестабильная ситуация в образовательной системе на сегодняшний день, связанная с реформированием школьного и высшего образования, должна способствовать изучению, глубокому анализу и использованию на практике прогрессивных педагогических идей, предложенных великими учеными, одним из которых был Михаил Васильевич Ломоносов.

Список литературы:
1.     Ломоносов М.В. Из проекта регламента Академической Гимназии// Историко-педагогический журнал – 2011 – №2,с.18-24.
2.     Садовничий Виктор. Ломоносов и Московский университет//Российский исторический журнал «Родина» – 2011 – №9, с.5-7. 
3.     Смирнова Л.В. Из педагогического наследия М.В. Ломоносова//Историко-педагогический журнал – 2011 – №2, с.13-17.
4.     http://lomonosovmv.ru/referaty/99-mv-lomonosov-kak-uchenyj-i-pedagog.html
5.     http://lomonosov.name/articles_5.html
6.     6.http://lomonosovmv.ru/nachalo-tvorchestva/10-organizator-otechestvennoj-nauki.html
7. http://knowledge.allbest.ru/pedagogics/2c0b65635b2ac68b4c53a89421306c37_0.html

8.     http://www.law.msu.ru/node/19045

Сочинение
ученицы 8 класса Комарских Валерии
 «Ломоносов — Российский гений»
Учитель: Падерина Ирина Александровна
Номинация «Мое творчество»

Знаменитый учёный всегда с ясным умом, полный беспокойного желания всё понять, бросался с одного предмета на другой с удивительной легкостью понимания. Такое позволено только гению.
 Преобразования в России, начатые Петром Великим, дали мощный толчок для развития науки. М. В. Ломоносов в науке — величина мирового значения.
Даже сейчас мы не можем с уверенностью сказать, что нам всё известно о личности великого помора. Нам трудно понять универсальность его знаний, множественность его талантов, вероятно, это далось ему «соединяя необыкновенную силу воли с необыкновенною силою понятия. Ломоносов обнял все отрасли просвещения. Жажда науки была сильнейшею страстью его души. Историк, ритор, механик, химик, минералог, художник и стихотворец, он всё испытал и во всё проник… Он сам был первым нашим университетом». Это оценка А. С. Пушкина многое проясняет.
Ломоносов не только великий ученый, но и лучший поэт своего времени. Ему принадлежат произведения самых различных жанров: оды, трагедии, лирические и сатирические стихотворения, басни, эпиграммы.
 С именем Михаила Васильевича Ломоносова связана реформа русского языка. Он явился создателем первой научной русской грамматики. Ему же принадлежит учение о трех стилях, суть которого заключается в том, что “обветшалая” система церковно-книжной речи тормозит развитие литературы.
 Ломоносов призывает развивать живой, понятный, образный язык, а для этого надлежит учиться у народной речи и вносить ее здоровые элементы в литературные произведения. Велика роль Ломоносова в образовании русского научного языка. Всестороннее знание родного языка, обширные сведения в точных науках, прекрасное знакомство с латинским, греческим и западноевропейскими языками, литературный талант и природный гений позволили Ломоносову заложить правильные основания русской технической и научной терминологии. Его рекомендации в этой области имеют и сегодня большое значение: прежде всего, чужестранные слова и термины надо переводить на русский язык.
Мы и не замечаем, что многие из научных выражений, применяемых нами всеми сегодня, составлены по этим правилам. Например, земная ось, законы движения, удельный вес, негашеная известь. Именно Ломоносов ввел в науку ряд русских слов, имевших бытовое значение, таких как: опыт, движение, явление, частица. В итоге ломоносовские научные и технические слова и выражения мало-помалу заменили собой прежние неуклюжие термины. Так великий ученый земли русской положил начало нашему точному научному языку, без которого теперь никто не может обходиться.
 Ломоносов закончил реформу русского стихосложения и подкрепил ее своими поэтическими произведениями.
Родина, ее необъятные просторы, неисчерпаемые природные богатства, ее сила и мощь, будущее величие и слава — одна из основных тем в поэзии Ломоносова.
Патриотическое чувство Ломоносова сказалось в его заботах о сохранении отечественных природных ресурсов. Он призывает не к хищничеству и бесхозяйственности, отчего сейчас гибнет природа, а к рачительности и любви по отношению к ней!
 Поэт одухотворял природу. Для него она не только источник материальных благ, но и олицетворение сущности человека, который вышел из природы и может жить только в единении с ней.
В своей поэзии Ломоносов утверждал, что без понимания людьми самих себя как частицы целого не может быть ни духовного оздоровления человека, ни тем более его разумной деятельности.
Мне кажется, это не просто идиллия, а мир, к которому должен стремиться человек, ведь именно от него зависит не разрушить, не уничтожить эту гармонию и красоту. Как необходимы эти слова сейчас нам, живущим в 21 веке.
Таков он, богатый и разнообразный поэтический мир Михаила Васильевича Ломоносова.
Ломоносов гордился своим происхождением, своим народом. О своих студентах судил не по знатности рода, а по прилежанию к науке. «В университете тот студент почтеннее, кто больше научится, а чей он сын, в том нет нужды», — говаривал М. В. Ломоносов. Он всеми мерами помогает русским парням пробиться к вершинам науки. Он выводит в люди целую плеяду русских ученых: астронома Н. Попова, исследователя Камчатки С. Крашенинникова, филологов Н. Поповского и А. Барсова, этнографа В. Зуева, химика Н. Соколова и многих других. Отсюда его уверенность:
Что может собственных Платонов
 И быстрых разумом Невтонов
 Российская земля рождать.
Огромная заслуга Ломоносова в том, что он, закладывая основы русской этнографии и истории, внес в них изучение современной ему народной жизни и рассматривал это с демократических позиций.
Ломоносов провидчески оценил значение Сибири и Северного океана, который он иногда называл Сибирским. У Ломоносова это написано так: «Российское могущество прирастать будет Сибирью и Северным океаном»… Названный же океан ныне привлекает внимание многих государств, которые ретиво устремились к нефтяным и газовым запасам под его водами.
Этнографическое изучение народов России Ломоносов связывал с практическими государственными задачами. В работе, посвященной основанию металлургии он писал: «Земледельство, паства и ловитва (земледелие, скотоводство и охота — Ф. Б.) суть первые средства, коими довольствовались первые праотцы человеческого рода для своего содержания. Благоустроенных обществ состояние… не терпит оных тесных пределов».
Основное внимание в историко-этнографических трудах М. В. Ломоносова уделено русскому народу. Он осознавал, что благородным делает человека не дворянское звание, не дворяно-боярские корни, а высокие моральные качества: патриотизм, «терпеливое рачение», «благородная упрямка», «мужество и бодрость человеческого духа», «смелость и непоколебимость сердца», честное служение «общей пользе».
Ломоносов считал, что высшая радость и предназначение ученого и писателя — трудиться для пользы общества. Государственные потребности, долг перед отечеством должны преобладать над частными, личными чувствами и интересами.
Поэзия Ломоносова при всем ее высоком общественном звучании носила односторонний характер. Но это был выбор великого ученого — прославлять науку и тех, кто способствует ее развитию.
Главная мысль од Ломоносова, которые он по обязанности академического стихотворца должен был посвящать царям и царицам, — прославление науки, России и призыв к труду на благо родины. Примером человека, который посвятил себя России и стал ее славой, по глубочайшему убеждению Ломоносова, был Петр I.
Сквозь все препятства он вознес
Главу, победами венчанну,
Россию грубостью попранну,
С собой возвысил до небес.
И сам Ломоносов был человеком, который всей своей жизнью «Россию... возвысил до небес».
Н. В. Гоголь писал: «Ломоносов стоит впереди наших поэтов, как вступление впереди книги».
Таким же вступлением Ломоносов видится и впереди российской науки.
А. И. Герцен проникновенно сказал о нем: «Этот знаменитый учёный был типом русского как по своей энциклопедичности, так и по остроте понимания. Всегда с ясным умом, полный беспокойного желания всё понять, он бросался с одного предмета на другой с удивительной легкостью понимания». Такое позволено только гению.
Михаил Васильевич Ломоносов – гений, опередивший свое время на века. Некоторые идеи Ломоносова настолько опережали своё время, что их даже засекречивали и не публиковали целое столетие.
И как ученый, и как поэт, Ломоносов все свои знания и силы отдал служению народу и родине. Русские люди восхищаются и гордятся своим великим предком, истинным сыном своей Родины.